Blue Flower

 

 

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


biblio-otk-188.jpg
На рубеже регулярного переустройства Калуги эт, города продолжала носить название Заверхекойслоб Каменныймост соединил административный центр с разнообразнымипо архите стилюивремени, квартала: Завершья.
biblio-otk-189.jpg

Ремонт моста Сразу же за мостом (по правую руку) стоял деревянный двухэтажный дом с чуть видневшимся балконом, с колоннами, обращенный фасадом к Березуйскому оврагу. По мнению Г.М. Морозовой и калужских краеведов, «дом построен по проекту А. Воронихина». Среди легенд, бытующих в городе, одна связана с проживанием в этом доме губернского предводителя дворянства Сергея
biblio-otk-190.jpg

Я ночевал две ночи у Янова и вернулся к себе. Я нашел родных, с которыми не был знаком, из других - прокурора Бехметева, старых товарищей, Пушкина, младшего брата того, что умер в Тобольске. Из письма А. Н. Радищева. 6 ноября 1797г. Николаевича Янова. В конце XVIII века (1797 г.) его посетил университетский друг, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. Среди родственников А.Н. Радищева в Калуге жил Федор Алексеевич Пушкин, двоюродный брат, с 1794 г. (по Г.М. Морозовой) калужский вице-губернатор. К его дочери Софье Шедоровне (1806 -1862 гг.) в 1826 году впервые в своей жизни сватался А.С. Пушкин. Сватовство было отвергнуто. Ей (дальней родственнице) Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение «Нет, не черкешенка она...» Так пересекались генеалогические ветви А.Н. Радищева и А.С. Пушкина.
biblio-otk-191.jpg

biblio-otk-192.jpg

Этим домом начиналась Золотаревская улица, в застройке которой сочетались взаимные интересы домовладельца и архитектора. На территории Завершья возникали дома, усадьбы, ставшие памятниками архитектуры. Деревянное зодчество соседствовало здесь с пришедшими ему на смену каменными хоромами. Основным


biblio-otk-193.jpg

материалом для каменного строительства становился кирпич. В небольшом городе Калуге в 1760 году было 85 каменных домов, а в 1787 году насчитывалось уже 11 кирпичных заводов. Финансовое благополучие семьи купцов Тишковых (следующее здание на правой стороне) вполне допускало расходы на постройку двухэтажного каменного дома. Козырек крыльца, украшенный вензелем буквы в виде «Т», подчеркивал престижность владения. Даже не заходя в дом, через окно первого этажа парадной комнаты, можно было увидеть изящную по конфигурации и расписанную кобальтом изразцовую печь. Калужские мастера использовали керамические глины не только для изготовления большемерног кирпича, но и для создания уникальны? изразцовых печей. Крепкий сырцевый кирпич делается из 1 части глины и 2 частей золы, этот кирпич превосходит кирпич обожженный. Класть его на то же место вместо извести. Он не размокает ни от чего, не хуже хорошего обожженного. Его вес не более шести фунтов. Этою массою можно штукатурить по стенам, каменным сводам, деревянным переборкам и потолкам без ограничения стыков дратвою. Оная масса принимает полировку под мрамор. Рецепт изготовления сырцевого кирпича Петра Ивановича Гусева, архитектора г. Калуги в начале XIX в. С Каменного моста видна лишь восточная стена дома, известного в Калуге как «Палаты Макарова». Построенные в первой половине XVIII века с главным декоративным элементом дома - нарядным крыльцом с низкими приземистыми столбами нижнего рундука и со своеобразными колоннами и двойными арочками верхнего этажа, палаты


biblio-otk-194.jpg

разместились в глубине двора. Особое украшение этой лестницы-крыльца было, видимо, важно для композиции усадьбы, связанной с архитектурной традицией более раннего времени - барокко. Михаил Антонович Макаров "Я узобрел и устроил своими средствами с помощью граждан в гор. Калуге, на площади близ Гостиного двора и дома ремесленной управы, бассейн с проведенной ключевой водой из колодезя, близ церкви Михаила Архангела. Для продовольствия граждан и тушения пожаров. Сей мой портрет с медалью". Новые архитектурные веяния сказались преимущественно на убранстве фасада, оформленного узорчатыми наличниками окон и ордерными пилястрами. Первый эта дома - подклет - был значительно больше по высоте, в сравнении с жилыми постройками XVII века; он отделен от верхнего профилированным карнизом. Очевидно, подклет уже вмещал не только подсобные помещения, но и


biblio-otk-195.jpg
жилые покои многих поколений купцов Макаровых. Один из первых Макаровых - купец 1-й гильдии, торговал сукном. Последний известный из рода Макаровых - Михаил Антонович, врач, член исторической и библиотечной секции Калужского общества изучения природы местного края. Почему Петр Максимович Золотарев, купец 1-й гильдии выбрал для своей городской усадьбы и дома-дворца не престижное место в центральной части  города, а в Завершье, где ютились десятки одно- и двухэтажных домов, видимо, останется загадкой. Эта усадьба - «некий частный маленький город». Здесь предусмотрено все для удобной жизни хозяев и торжественного приема гостей. Законченная цельность великолепной городской усадьбы ставит ее в первый ряд среди


biblio-otk-196.jpg

произведений гражданской архитектуры рубежа XVIII - XIX веков. Главный дом усадьбы построен в 1805 - 1808 гг. Талантливый зодчий смело поставил жилой дом-дворец по красной линии улицы. Через кружевной узор симметрично расположенных ворот просматриваются дворовые постройки: каретник и западный жилой флигель. Каретному сараю зодчий придал вид паркового павильона, украсив его боковой фасад лепными изображениями древнегреческого бога Гермеса и дочери лидийского царя Омфалы. Двор замыкает крытая галерея с двойной колоннадой тосканского ордера, поставленной на белокаменную террасу с проходом в сад, изначально бывший регулярным. Хозяйственные постройки отнесены за пределы уютного усадебного Двора. 91"> Особое художественное богатство усадьбы составляет главный дом. Въездные арки с колоннами и горельефами, большие кованые фонари, установленные на консолях по обе стороны дома, придают входу торжественный вид. Горельефы на темы древнегреческого эпоса: «Спор богинь», «Суд Парнаса» и «Жертвоприношение», вставленные в ниши над окнами, - украшают фасад дома.
biblio-otk-197.jpg
С. Безсонов в 1928 году, характеризуя применение классицизма в калужском гражданском зодчестве, с большой осторожностью говорил о создателе Золотаревского (Кологривовского) дома:«...некоторые обстоятельства заставляют нас искать его (архитектора) не в Москве, как это делали до сего времени некоторые исследователи, а в С.-Петербурге». В перекрытых сводами помещениях первого этажа были кухня, кладовые, жилые комнаты прислуги. Отделочными работами в Золотаревском дворце руководил итальянец С.П. Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой. На втором этаже из парадных сеней ведет лестница: снизу одного, выше - в два марша. 91">
biblio-otk-198.jpg

biblio-otk-199.jpg
Дом Золотарева никак нельзя назвать обычным городским особняком. Он значительно богаче не только среднего купеческого жилья, но и большинства дворянских домов. Это здание считалось самым богатым в Калуге и долгое время именовалось дворцом. А.В.Лебедев. Тщанием и усердием. М., 1998 г. Анфилада южных комнат начинается приемной. Четыре стройные колонны, отделанные искусственным мрамором лиловатого цвета, выделяют вход в парадный зал. Роскошный интерьер танцевального зала дополняет стенная живопись в нише, выполненная в стиле Гюбера Робера, знаменитого французского художника XVIII века. Балкон, лоджию, хор поддерживают беломраморные коринфские
biblio-otk-200.jpg
Анфилада парадных покоев второго этажа кажется перенесенной в Калугу из особняка, построенного знаменитым московским архитектором М.Ф. Казаковым или зодчим его круга для вельможи екатерининского времени.М.В. Фехнер. Калуга. Боровск, 1972г. ...убранство главной комнаты стоило хозяину, купцу Золотареву, сказывают, 10000 рублей. Хроника недавней старины. Из архива князя Оболенского- Нелединского-Мелецкого. СПб., 1876 г. колонки. Ниши над оконными и дверными проемами заполнены барельефами с сюжетами: «Времена года», «День» и «Ночь». Центральной комнатой парадной анфилады является гостиная с куполообразным потолком. Перспективная полихромная роспись плафона создает впечатление, что над средней частью гостиной существует бельведер, перекрытый кессонированным куполом, через отверстие которого видно голубое небо с двумя амурчиками. Угловые части стен, угловые печи, как и простенки между окнами, украшены зеркалами в рамах из красного дерева с резными гирляндами. Спальня с беломраморными прожилками в зеленоватого
biblio-otk-201.jpg
Цвета стенах, со светло-зелеными колоннами алькова выдержана в нежных пастельных тонах. Завершает анфиладу баскетная, расписанная под садовую беседку, осе богатство отделки, весь блеск декоративного искусства в Золотаревском доме подчинены общему архитектурному замыслу. Петр Максимович и Иван Максимович Золотаревы были сыновьями известного в Калуге Максима Кузьмича Золотарева. Он был серебряных дел мастером и торговцем и имел торговую лавку в серебряном ряду. Его дети вели широкую торговлю в Калуге, в Санкт-Петербурге и за границей, в Германии. Популярность П.М. Золотарева была так велика, что, по рассказам его современников, в берлинских
biblio-otk-202.jpg
конторах висели его портреты. Это уважение ЕН Золотарев приобрел тем, что, имея к 1812 году в Берлине кредит до 200000 рублей, когда русские деньги резко упали в курсе на заграничной бирже, он не воспользовался, подобно многим другим русским купцам, возможностью рассчитаться с кредиторами суммой в 50% задолженности, а погасил свой долг полным золотым рублем. Портрет П.М. Золотарева в краеведческом музее г. Калуги считается фотокопией с гравированного в Берлине портрета, датируемого 20 февраля 1812 года. Его брат Иван Максимович Золотарев в 1826 п.м. ЗодшарсвГОДУ<<впоучение потомству» передал один из золотаревских домов в ведение Приказа общественного призрения. Одним из условий передачи здания, как пишет Е. Фридгельм в книге «Калуга и калужане», было установление таблички на фасаде: «Больничный Золотаревский дом». П.М. Золотарев, купец 1-й гильдии, коммерции советник, городской голова (1814 - 1818 гг.), носил длинные, постриженные в скобку волосы, большую бороду, ходил в длиннополых кафтанах, имел угрюмую наружность. С.В. Безсонов. Дом исторического музея, бывший Кологривовой, в гор. Калуге. Калуга, 1928 г., с.1. Еще Иван Максимович просил открыть заведения в день миропомазания Их Императорских Величеств Государя Николая I и императрицы Александры Федоровны. Высочайшее разрешение последовало 10 августа со следующей резолюцией царя: «Я его (Золотарева) лично знаю, он человек почтенный и заслуживает отличия. Дать ему звание коммерции советника». Знакомство с семьей императора
biblio-otk-203.jpg
подтверждает и мраморная доска в одном из залов Золотаревского дома-дворца, которая гласила: «Дом сей был осчастливлен: Е.И.В. в. кн. Николай Павлович в 1816 г. с 29 июля по 1 августа, Е.И.В. Государь Император Александр Павлович в 1816 г. с 2 по 3 сентября; Е.И.В. в. кн. Михаил Павлович в 1817 г. с 4 по 7 ноября». Исследователи считают, что П.М. Золотарев похоронен в С.-Петербурге. Иван Максимович почил 30 января 1831 года, жена его Анастасия Ивановна - 5 декабря 1825 года, в почтенном возрасте - 64 лет. Оба похоронены в монастыре св. Лаврентия. Эпитафии им были написаны в стихах 101"> 81"> неизвестным автором.и.м. Золотарев 101"> 32"> 12"> И.М. Золотареву: Покойся в тишине, бесценный милый прах! Здесь дочь и с ней, воспитаны тобою, Взывают сироты, да там на небесах Твой насладится дух нетленный красотою. Ты добрым другом был, ты нежным был отцом. Отозванный от нас в небесный мир Творцом, 'Ы жив для нас, твой образ вечно с нами. А.И. Золотаревой: Не лейте слез по мне, о милые, напрасных. Разлуки нет для тех, бессмертен кто душой. Я к Богу вознеслась, избегнув бурь опасных. Земля нам чуждый брег, лишь небо край родной. Леонид, иеромонах. Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря. 22"> 101"> 91"> В конце XIX в. (1885 г.) дом был продан наследниками дочери Ивана Максимовича Золотарева, в замужестве Черновой, жене нотариуса А.И. Кологривова. Этот факт истории дома Золотарева отмечен на открытке начала XX столетия. Александр Иванович Кологривов происходил из тульских дворян и принадлежал к древнему и знатному роду. Служил он уездным членом суда по Калужскому уезду. И жил вместе с семьей в купленном у Черновых доме. Его жена - Екатерина Ивановна, урожденная Храповицкая, дети - Полина, Константин, Геннадий, Александр, Виктор. Екатерина Ивановна в 1894 году была избрана членом Правления Работного дома, предназначенного для бедных и нищенствующих. В доме Золотаревых-Кологривовых до национализации (1919 г.) размещалась и нотариальная контора.
biblio-otk-204.jpg
-Усадьба и дом, представляющие собой ценный художественный памятник, в 1922 году были переданы в ведение губернского исторического музея.
biblio-otk-205.jpg

biblio-otk-206.jpg
Особое место в Завершье занимают каменные палаты купцов Коробовых, построенные в традиционном древнерусском стиле, они более 300 лет украшают город. Палаты были построены для именитого купца, старосты земской избы, Кирилла Ивановича Коробова, торговавшего хлебом, солью, пенькой, и впервые упоминаются в документах 1697 года.
biblio-otk-207.jpg

biblio-otk-208.jpg
Строился дом в два периода. Первоначально существовал каменный подклет с деревянным верхом, к концу XVII столетия возник второй каменный этаж. Перед нами распространенный тип посадских зданий, который берет свое начало от крестьянской избы на «два сруба», с горницей и клетью, между которыми располагались сени. Когда-то к дому примыкал соляной амбар с навесом, а по другую сторону ворот, к амбару - дубовый погреб с сушилом. За домом находился огород, сад, «сенник» и «клеть хлебная». Но все это ушло в прошлое большой купеческой усадьбы. Палаты являются одними из первых каменных гражданских сооружений города. Их уникальность - в сочетании древнерусского стиля с более
biblio-otk-209.jpg
поздними элементами «нарышкинского барокко». Здание сложено из крупного красного кирпича, для декора использовался лекальный кирпич и белый известковый камень. Декор подклета прост: маленькие арочные окошки обрамлены скромными наличниками. Декоративная обработка верха, напротив, очень нарядна. Сильно выступает парадное крыльцо с кувшинообразными столбами. Одно из главных украшений дома - богато отделанные наличники окон второго этажа с пышными фронтонами и колонками. Оригинально подчеркивают углы здания полуколонки. Венчает здание сложный карниз. 200 лет палаты принадлежали купцам Коробовым. Первый этаж служил для хозяйственных нужд. В неотапливаемом подклете были погреб и «тайник», где хранились особо ценные меха и одежда, j 1890 году здание было куплено вдовой военного министра Е.В. Сухозанет для последующей передачи его городу и использования в культурных целях. В 1891 году учрежденная в городе Ученая Архивная комиссия определила судьбу дома. 20 апреля 1897 года здесь был открыт губернский исторический музей, о чем и гласила вывеска на здании. Он разместился в одной комнате. В пяти витринах были представлены предметы археологии, документы, оружие. Здесь же формировалась и библиотека музея. Посещение музея
biblio-otk-210.jpg

biblio-otk-211.jpg
Сегодня Калуга переживает один из важнейших моментов в истории своего культурного развития - в этом древнейшем памятнике русского зодчества открывается для публики музей при Губернской Ученой архивной комиссии для хранения в нем вещественных памятников, в которых так или иначе воплотилась сила творческой мысли человека вообще и русского национального духа в частности... Смею надеяться, что калужане помогут возрасти открываемому ныне музею древностей и поставят его на ту ступень возможной высоты, которая вообще приличествует учреждениям, доступным для посещения не только местной, но и приезжей публикой, нередко с интересом стремящейся взглянуть на местные памятники седой старины. Из речи И.Д. Четыркина на открытии музея. Известия Ученой Архивной комиссии. 1897 г.; № 5. ограничивалось двумя днями и было бесплатным. Многие дома, а палаты особенно, имеют не только свою историю, подтвержденную документами, но и легенду, передающуюся следующим поколениям. Существует легенда и об этих палатах. Она родилась «благодаря» открытке, на которой написано «Дом Марины Мнишек». Это ошибочное суждение относит нас в эпоху смутного времени, к 1610 году, - поре пребывания в Калуге Лжедмитрия II и его жены - Марины Мнишек. Но здание, о котором идет речь, построено в конце XVII века и никак не могло быть их прибежищем. На самом деле они укрывались в другом месте, о котором еще будет сказано в этой книге. g XVIII веке и деревянные церкви города были заменены на каменные. Самое высокое место в Завершье занимает церковь Георгия, «что за верхом», (1700 - 1701 гг.) с летним верхним и зимним нижним храмами. Шатровая колокольня хорошо просматривалась со всех сторон. Это великолепный архитектурный образец XVII века. Трехъярусный,
biblio-otk-212.jpg
очень стройный четверик легко несет восьмигранную звонницу, завершенную высоким шатром, увенчанным маленькой золотой главкой. 1 штиглавый храм, ранее деревянный, в 1701 году уже был каменным. Выстроенный в два этажа, он имеет четыре придела: в верхнем - во имя Воздвижения, в нижнем этаже - во имя св. Георгия, во имя особо чтимой иконы «Утоли печали», во имя Иоанна Предтечи. Пятиярусный иконостас верхней церкви был создан в 70 - 80 годах XVIII века. Чуть раньше, в середине XVIII века, выполнена золоченая деревянная резьба иконостаса. В 1766 - 1767 годах «украсися настоящая церковь стенным писанием». Среди иконописцев, выполнявших иконы для верхней церкви, в летописи храма упоминается имя Семена Фалеева, писавшего икону «Иерусалимская Божия Матерь». Время написания икон нижней церкви относится к XVI - XVII векам - когда существовала деревянная церквь. Великолепно выполнены иконы «Георгий Победоносец» и «Параскева Пятница». Монументальная аркада, которая тянется вдоль боковых фасадов нижней церкви, поддерживает застекленную галерею, окружающую с трех сторон невысокую трапезную верхней церкви и почти весь ее четверик. Первоначально тут было открытое гульбище, а в 1776 году его превратили в крытую галерею - паперть. С севера и юга на галерею ведут широкие лестницы, ограждения которых украшены белокаменными вставка в форме балясин, что придает входу в храм большую парадность. По преданию, первым вкладчиком храма был купец Коробов. Доподлинно известно, что его прихожанами и вкладчиками были купец Фалеев, а с 1895 года - Новосельцевы, чей двуэтажный (к. XVIII - н. XIX в.) дом стоит вблизи храма, и Семен Емельянович Сысоев, на средства которого и была писана икона «Утоли печалю; В приходе церкви жили семьи декабриста Оболенского, Циолковских. Я любил эту церковь более чем другие. Церковь двухъярусная, зимняя, почти земная, верхняя светлая, высокая, с галереей вокруг церкви. Полумрак (в зимней). Скромное пение причетников на двух клиросах в обыкновенное время, а на Р.Х. и Пасху число певцов увеличивалось за счет семинаристов из родственников притча. Строго и по правилу чередовалось пение на клиросах. Внятное и отчетливое пение, такое же чтение. Два дьячка, Александр Сергеевич и Аполлон Сергеевич (не братья), замечательные были певцы и чтецы. Все прихожане относились к ним с уважением. Александр Сергеевич жил очень долго, кажется, до 80 лет. Все мечтал устроить летательную машину, для которой взял разобранные части часов с колокольни, но так ничего и не придумал. Священник был старичок, любивший выпивать, о. Андрей, которого сменил молодой священник Яков Извеков. П.П. Гусев. Отрывочные воспоминания из своей жизни. Вт. половина XIX в. Трехэтажный дом-особняк, выходящий на угол Одигитриевской улицы, был построен на рубеже XVIII - XIX веков Иваном Галактионовичем Билибиным. В 1848 году дом был продан с торгов калужскому судье A.M. Сухотину. В доме было тринадцать комнат, расположенных по коридорной системе, с роскошно отделанными интерьерами. В середине XIX века дом
biblio-otk-213.jpg
подвергсяремонту и реконструкции ибыл сданварендуза 900 рублейвгоддляразмещения в нем грозного имама Кавказа - пленного Шамиля с семьей. Лучшие комнаты бельэтажа предназначались для самого Шамиля; одна изних - диваннаяпалатка - былас наружной дверью, выходившейнабалкон с восточной стороныдома,к которой примыкал довольно большой тенистый сад.
biblio-otk-214.jpg
Приезд в Калугу пленного имама был значительным событием для провинциальных горожан. Они целый месяц, после Высочайшего Указа губернатору В. А. Арцимовичу о размещении Шамиля в Калуге, с ^нетерпением ожидали его приезда. Любопытные, как и все провинциалы, калужане до мельчайших подробностей интересовались личностью имама, его наружностью, привычками и характером. Выпущенные в продажу литографическиел *,«**>"портреты знаменитого пленника и некоторых членов его семейства калужанами раскупались нарасхват. В субботу, 10 октября 1859 года, в два часа пополудни, имам Шамиль со вторым  сыном Кази-Магомедом и двумя мюридами, сопровождаемый от Петербурга гвардии полковником Богуславским, прибыл вКалугу.Его поездсостоялиз трех экипажей всопровождении легкого конного отряда конвоиров Давая обывателям пищу для пересудов,Шамиль появлялся в людных местах:на бульваре,всоборе, в театре, в гимназии, в Хлюстинской больнице, на джигитовках в поймерекиЯчейки. Зимой на прогулках он был одет в пышную белую чалму, превосходную медвежью шубу поверх короткой белой черкески; на ногах были желтые сафьяновые 12"> 22"> 12"> В Калуге, в то время еще довольно богатом городе, в котором насчитывалось до 36 тысяч населения, не могло быть недостатка в приличном помещении для пленного имама. Н.П.Авраамов. Грозный имам Кавказа Шамиль в Калуге. Калуга, 1909 г. сапоги. Про шубу Шамиля в то время говорили, что она подарена ему князем Барятинским и стоит громадных денег. Он вставал рано утром, зимой в шесть, а летом - в четыре часа, с восходом солнца; долго молился, прочитывая все установленные для правоверных молитвы, затем завтракал. Если не выезжал из дома на прогулку, то читал книги на арабском языке, присланные
biblio-otk-215.jpg
из Императорской публичной библиотеки. Его сыновья - Кази-Магома и Шефи-Магома - завели в Калуге личные знакомства, посещая многие семейные Дома. Во время парадных гуляний (по Загородному саду) сюда являлись и сыновья Шамиля. «Молитву они выполняли на газоне... Прислуга, сопровождавшая их, Расстилала ковер, на который они становились на колени, сняв обувь. Музыка (в саду), если она играла, на это время умолкала. Вообще не могу умолчать пред вашим превосходительством, что город Калуга и здешнее общество чрезвычайно понравились Шамилю, и назначение Калуги ему местом жительства он признает особенной к нему монаршей милостью. Из письма губернатора Арцимовича военному министру Сухозанету.
biblio-otk-216.jpg
Публика из любопытствующих останавливалась и смотрела, как они молятся. По окончании молитвы они опять смешивалисьспубликой, продолжая гулять до времени, которое сами назначали». Женщины семьи Шамиля, по обычаю, жили в строгом затворничестве, единственным их удовольствием были прогулки по тенистому саду дома Сухотина.
biblio-otk-217.jpg
26 августа 1866 года в Дворянском собрании в присутствии высших чинов губернской администрации Шамилем была принесена торжественная присяга на подданство и верность Государю Императору. 25 ноября 1868 года Шамиль оставил Калугу и поселился с семьей в Киеве. Одигитриевская улица начиналась Одигитриевской церковью во имя иконы Смоленской Божией Матери. Улица заканчивалась Загородным садом, с правой стороны шла улица к Георгиевскому храму, а резко вниз уходила дорога на древний Смоленский тракт. Одигитриевская церковь впервые упоминается в описи 1685 года, где названа деревянная церковь Одигитрия
biblio-otk-218.jpg
«на песку с 4 колоколами». Калужане знакомы с описанием Церкви - уже каменной, с приделами Софии, Премудрости Божией, и Трех Святителей, построенной в 1750 - 1751 гг. Трапезная и колокольня перестроены в первой трети XIX в. Кругом алтаря поставлена колоннада из 4-х дорических колонн. Колокольня трехъярусная, первые два яруса четырехугольные, а третий круглый. Иконостас сооружен в 911 году в стиле «ампир». Из икон заслуживают внимания иконы XVII в. - Одигитрия и Тихвинская. Икона Одигитрия почиталась как покровительница путешествующих. Путник мог поставить здесь свечку за благополучный исход долгого пути, чтобы хранила его Богоматерь от поломок, неудач, лихих людей. Как было не позаботиться об этом, если в городе имела место легенда о разбойнике Юрасе, гулявшем на Смоленском почтовом тракте близ Калуги.
biblio-otk-219.jpg
И низкая трапезная, и колокольня, а также и заменившая древние апсиды алтарная часть представляют, безусловно, художественную ценность. Они отличаются характерными для русского классицизма чертами: пластичностью форм и тщательно прорисованным сдержанным декором. . М. Фехнер. Калуга, Боровск. В 1700 году на Смоленской улице при содействии купца Сорокина была поставлена церковь Спаса за Верхом с приделами Никольским и во имя пр. Нила Столбенского. Известно, что 27 декабря 1906 года к храму был привезен колокол весом 529 пудов 30 фунтов, встреченный перезвоном «Во вся». Колокол был отлит в Москве на средства калужского купца Гавриила 1аврииловича Печенкина, проживавшего в пределах Спасо-Заверхского прихода. Возвращаясь к производству изразцов в Калуге, следует отметить существование в интерьере трапезной изразцовой печи конца XVIII века.
biblio-otk-220.jpg
Декоративная композиция из расписных изразцов этой печки совершенно уникальна. В центре ее зеркала изображены громадная античная ваза и восседающие на ней друг против друга две большие птицы, похожие на павлинов. Линии рисунка вазы, птиц, гирлянд, каннелюр и пилястр, завитков капителей нанесены кобальтом: бледно-желтым тоном дополнительно отмечены выпяченные грудки павлинов, выпуклость вазы, изгиб ее ножки, тень под валиком вазы. Именно выявление объема изображаемых предметов желтым цветом отличает эту кафельную печь от известных до сих пор в Калуге художественно обработанных расписных печей конца XVIII века. М В. Фехнер, Калуга, Боровск. В началеXXвека считалось, что Завершье, Спасская «за верхом» слобода, - окраина, место за городом. Здесь сохранялись старые названия улиц - Смоленская, Берендяковская, Коровинская. Все сдержанное разнообразие таких улиц составляли рядовые дома, скромно стоящие в ряду других. Глазами-«окнами» они смотрели друг на друга. Окна
biblio-otk-221.jpg
любовно украшались резными наличниками и закрывающимися на ночь ставнями, что было важной раствореноособенностью жизни и служило элементами декора. Здесь возделывались огороды и цвели сады. Жилье периодически сдавалось внаем. Все это очень напоминало своеобразный «уездный городишко» в черте губернского центра близ столицы. Одно из удивительных описаний этой части Калуги начала XX века принадлежит А. А. Чижевскому, выдающемуся русскому ученому, на Всемирном конгрессе биофизиков в Нью-Йорке удостоенному титула «Леонардо да Винчи XX века».
biblio-otk-222.jpg
Коровинская улица была одной из захудалых улиц Калуги. Она лежала далеко от центра города и была крайне неудобна для передвижения осенью, зимой и весной, ибо шла по самой круче высокого гористого берега Оки... Ходить по этой улице в дождь, и особенно в гололедицу, было делом весьма трудным. Улица была немощеной, с канавами по самой середине, с рытвинами и буераками, прорытыми весенними дождевыми потоками. Это лишало возможности ездить по ней не только в рессорном экипаже, но и в телеге: здесь легко можно было сломать рессоры, ось у телеги или спицы у колеса. По этой улице предпочтительно было только ходить пешком, да и то глядя в оба, как бы не сломать себе ногу. О том, что когда-то с телегой действительно произошла авария, свидетельствовало сломанное колесо, долгое время лежавшее в канаве посередине улицы. A.Л. Чижевский. На берегу Вселенной. М., «Мысль», 1995 г.
biblio-otk-223.jpg
Загородный сад, когда-то выгонная земля, был спланирован как регулярный парк в 1782 году. В 1786 году в западной части сада (парка) был выстроен дом, который вскоре был обращен в дачу губернатора. В 1826 году появился деревянный флигель и другие постройки: беседки, галереи. При губернаторе А.П. Оболенском во флигеле жил его тесть, поэт Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий,
biblio-otk-224.jpg
Не могу довольно порадоваться здешним пребыванием моим. Хозяева мои, в одну линию со своим домом, построили мне в саду новые хоромы саженях на 12-ти, в которых у меня прихожая, гостиная и спальня... Живу я нельзя покойнее. А теперь с одной стороны гляжу в сад, а с другой - в поле, по которому однако УК чуть ли не больше прохожих, нежели в сельце Ивановском. Виды здесь вообще прекрасные, и воздух самый чистый. Из «Хроники недавней старины».СПб.,1876 г.
biblio-otk-225.jpg
который с восхищением отзывался о Калуге. Почти 20 лет спустя, в 1846 г., А.О. Смирновой-Россет, жене калужского губернатора Николая Михайловича Смирнова, Николай Васильевич Гоголь в письме признается, что его теперь занимает Калуга. Для самой Александры Осиповны выезд за пределы российских столиц в провинцию был вынужденным.ЗАВЕРШБЕ 155 Сюда зимой 1845 года Николай Михайлович Смирнов получил назначение губернатором. Уезжая в Калугу, он вывез мебелъ, закупил много посуды, люстры. На Александру Осиповну Смирнову-Россет Калуга наводила «скуку и тоску».«Приезд мой в Калугу, - вспоминала она, - был новой эрой в моей жизни. Я никогда не была в русской губернии. Сама природа была другая. Из Москвы все время едешь в гору по лесным дачам и болотам». О своих впечатлениях калужская губернаторша писала Н.В. Гоголю. Так началась калужская переписка Н.В. Гоголя и Смирновой-Россет. В 1849 году Н.В. Гоголь решил посетить Калугу.
biblio-otk-226.jpg
4 июля 1849 года Гоголь написал матери: «Я намерен сделать маленькую поездку по некоторым губерниям вокруг Москвы, а так как все мои знакомые разъехались тоже по деревням, то письма адресуйте на Калугу на имя Смирнова». Желание еще лучше познать Россию, найти новые образы для своего будущего произведения, иметь случай встретиться и насладиться душевными
biblio-otk-227.jpg
Дорогою его занимало: как ему покажется губернский город, как будет устроен губернаторский дом и, вообщекаков будет губернатор, и все
biblio-otk-228.jpg
91"> что его окружает. Подъехали К Калуге вечером. Вдали начали мелькать огни загородного губернаторского дома... Гоголь пришел в восхищение. Л.И. Арнольди. Мое знакомство с Гоголем. Повести и воспоминания современников. М., 1989 г. разговорами с добрым и чутким человеком, каким была А.О. Смирнова-Россет, и предопределило поездку Н.В. Гоголя в Калугу. Да и сама дорога, возможность путешествовать являлись жизненной потребностью писателя. Его поселили в упомянутом флигеле, где он занимал три комнаты: одна служила приемной, другая, с окном,
biblio-otk-229.jpg
обращенном к бору, была рабочим кабинетом, а третья, самая маленькая, была спальней. Гоголь вставал рано, гулял по саду, потом пил чай или молоко и садился за работу; работал до обеда. Писатель побывал в Калуге трижды: в 1849, 1850, 1851 г°дах и сравнил город с Константинополем. С балкона дачи губернатора открывался живописный вид на Оку. Именно 3Десь, на балконе дачи, в 11 часов пополудни, Гоголь читал с°бравшимся рукопись второго тома «Мертвых душ». «Тем, что Калуга имеет такой замечательный парк на тихой окраине - Загородный сад, мы целиком обязаны Трояновскому» (Евгению Ивановичу) -так пишет в книге «Калуга и калужане» Евгений Фридгельм. «До1886 года это место было закрыто для праздных гуляк, так как здесь размещалась летняя резиденция калужских правителей -
biblio-otk-230.jpg
губернаторская дача с соответствующей атрибутикой: сторожевые будки, шлагбаумы, ограждения... По каждой стороне сада стояло несколько городовых, чтобы никто не пролезал через загородку в сад, но некоторых детей они пропускали, соглашаясь на просьбы нянек, чтобы только не шалили. Мне разрешалось только далеко не ходить и чтобы нянька меня видела. Воспоминания П.П. Гусева, сына калужского архитектора. Вторая половина Х(Х века.
biblio-otk-231.jpg
Из воспоминаний П.П. Гусева, сына калужского архитектора, вторая половина XIX века:«По воскресным дням в сад из центра города катили на своих рысаках купеческие семьи: Грибановы, Рыжечкины, Калуновы, Черновы и т. п., а по тротуарам игла большая масса обывателей среднего достатка. На правой стороне круга располагался
biblio-otk-232.jpg
оркестр военной музыки. Невдалеке был «вокзал», где танцевали. Публика пускалась в сад за плату до 25 человек. Часть публики располагалась по скамейкам на кругуи на широкой аллее, а часть ходила взад и вперед от губернаторского дома до противоположного конца сада. В ...праздники (коронация, восшествие на престол 30 августа) сад былроскошноиллюминирован Фонариками с плошками по аллеям крест-накрест от кРуга. В южной части сада пускались фейерверки». 91"> Воспоминания князя Е.Н. Трубецкого продолжают данное описание:«Почти не менялись и номера* «блестящего фейерверка», который случался в конце: римские свечи назывались почему-то «дамский каприз, или мемфереры». За «капризом» следовал «огненный рыцарь» или «орлеанская дева». Иногда летел нагретый спиртом аэростат со слоном. Дама
biblio-otk-233.jpg
притворно-наивно спрашивала у устроителя, настоящий ли будет слон, и получала ответ: «Нет-с, но очень похож-с». губернский фейворок, когда в Петербурге ты никогда и не думаешь посмотреть на Каратыгиных и никаким фейвороком тебя в карету не заманишь. Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видимо, у тебя такая натура... А.С. Пушкин к Н.Н. Пушкиной-Гончаровой. 3 августа 1834 г. из Петербурга в Полотняный Завод. ...Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? что за охота останавливаться в трактире, ходить в гости к купеческим дочерям, смотреть с чернью В 1899 г., к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, Загородный сад получил название Пушкинского. В начале XX в. сад опустел. Публика сюда заходила по дороге в бор, а в дни платных гуляний в Городском саду сюда заглядывали жители победнее и попроще.
biblio-otk-234.jpg
Обычно извозчики отказывались возить на эту резко наклонную улицу, - писал А.Л. Чижевский, - а если уж и завозили, то немилосердно ругались при каждом подпрыгивании экипажа и требовали на чай. Разная живность свободно гуляла по улице: куры с петухами, гуси, рыли землю поросята, и жирная свинья поощряла их своим хрюканьем. Несколько коров спокойно щипали траву и рвали листья кустарников, постоянное присутствие коров посреди улицы, по-видимому, и послужило основанием для ее наименования. Птичий гомон несся со всех сторон... А за домами сверкала на солнце серебряная полоска Оки, и воздух был напоен ароматом зеленой Мстительности, полевых цветов и терпким дымом горящих березовых поленьев. Синие дымки струились из многих труб - "Ыло воскресенье, горожане пекли пироги. Среди гуляющих калужане могли видеть высокого с проседью мужчину. Он был полуглухой и, как говорили, со странностями; что-то мастерил и мечтал о полетах. В Загородном саду часто сидел на центральной площадке на скамеечке. Но его можно было встретить едущим на велосипеде своим любимым маршрутом по Смоленской горе, потом лугом к реке Ячейке и дальше к сосновому бору. Это был Константин Эдуардович Циолковский. С 1904-го по декабрь 1933 года он жил недалеко от Загородного сада, на тихой Коровинской улице. Он жил в домике со светелкой. Из светелки был выход на веранду, которую Циолковский использовал как мастерскую. Здесь верстак и старенький токарный станок, кузнечная наковальня, ножницы для резки металла. Под потолком модели дирижаблей. В начале XX в. калужане мало знали, что творится в доме у этого «чудака». А он приглашал - «приходите посмотреть мои модели в любую среду, с 6 до , часов вечера». СИ. Самойлович. Гражданин Вселенной. Калуга, 1968 г.
biblio-otk-235.jpg

biblio-otk-236.jpg
Очарование Калуги заключено в гармоничном слиянии города со среднерусской природой. С Загородного (Пушкинского) сада открывается роскошный вид на окрестности, в том числе на сосновый бор. Бор и город разделены мелководной речкой Ячейкой, которая имеет длину 30 км. В первой трети XIX века через Ячейку на большой Смоленской дороге был
biblio-otk-237.jpg
81"> построен добротный мост из строевого леса калужского бора. На речке стояли три мельницы. Первая у Смоленского большака, вторая - под Загородным садом, третья - напротив Ааврентьевского монастыря. В нижнем течении Ячейка является естественной водной границей города.
biblio-otk-238.jpg
Это историческое место получило название «Симеоново городище». Оно возвращает нас в XVI век, когда Иван III завещал город в удел своему сыну Симеону. Здесь в течение 13 лет (1505 - 1518 гг.) существовало зависимое от Москвы, но считавшееся самостоятельным, удельное калужское княжество. Не случайно, многие археологи пришли к выводу, что здесь в XVII веке начинался город. Городище сие окружено высоким земляным валом с воротами или проездом и глубоким рвом с одной только восточной стороны, с двух же противоположных сторон окружено глубокими буераками и не столь высоким валом, а с четвертой подошел крутой яр, составляющий берег реки Ячейки, на котором также виден небольшой вал. Академик В. Зуев. XVIII в. Уже в началеXXвека Д.П. Богданов высказал мнение, что «Симеоново городище» - замок князя, а сам город находился в районе Присутственных мест. Но последнее слово осталось за археологами. За рекой Ячейкой на 2,5 версты вверх по Оке простирается строевой лес - калужский бор. Первое упоминание о боре датировано 1626 годом. Только
biblio-otk-239.jpg
В этот день Лжедмитрий (II) выезжал гулять на поле на речке на Ячейке (на охоту), и с ним ездили гулять русские люди да Юртовские татарове. Того же 1610 декабря 11 числа князь Араслан (в крещении Петр) Урусов был освобожден из темницы, поступил с Самозванцем точно так же, как он с Урмаметом. Князь Урусов, узнав, что Лжедмитрий поехал на охоту на левой стороне Оки, в версте- от Калуги нагнал и прострелил его насквозь пулею, примолвив: я научу тебя топить ханов и сажать мурз в темницу, - потом отсек ему голову и, бывших с ним людей побив, кроме укрывшихся в Калуге, сам с нагаями ушел в Тавриду. В.В. Ханыков. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года в 1771 году были начертаны планы бора. Он надежный хранитель своих исторических и памятных мест. В земле бора покоятся заступники «старой веры» - старообрядцы. Находки археологов свидетельствуют о чрезвычайной консервативности старообрядческих ритуалов, сохранивших в XVIII - XIX веках черты, восходящие к славянскому раннему средневековью.
biblio-otk-240.jpg
За свою многовековую историю бор претерпел многочисленные вторжения в свою естественную жизнь. Для мелких чиновников, служащих конторских, приказчиков и прачек, солдат и кухарок бор был любимым местом отдыха. По воскресным и праздничным Дням здесь, бывало, водили хороводы, играли в светелки, в лапту, плясали, пели песни. Для них 'ородская дума в 1889 году разрешила содержать простенький буфет «без права продажи спиртного». При нем учредили постоянный пост городового. В революционные годы здесь проводились маевки (митинги). И все же бор - это уникальное создание природы, «фабрика здоровья». Это «легкие» города. В «Памятной книжке Калужской губернии» (Калуга 1861 - 1917 гг.) отмечалось, что петербургские врачи направляли в летнее время в Калугу и сосновый бор на лечение здешним климатом.
biblio-otk-241.jpg
В 1921 году в Российско- Болгарском книгоиздательстве в Софии были опубликованы воспоминания о Калуге князя Евгения Николаевича Трубецкого, относящиеся к концу 70-х годов XIX века, когда его отец, князь Н. Трубецкой, был назначен в 1876 году вице-губернатором Калуги. «Отгнетущего чувства пустоты и бессодержатель- ности отвлеченной мысли, - вспоминает Е.Н. Трубецкой, - я уходил в дивный калужский бор - слушал шум вековых сосен над головой: там я любил читать и думать, зарывшись в высокую траву... Красочная калужская природа служила для меня источником велики радостей. Широкие русские пейзажи на высоких холмах, увенчанных ярко-белыми церквями, сочные луга, прилегающие к Оке и Ячейке, и, наконец, широкая, светлая и чистая струя Оки, среди частью песчаных, частью зеленых берегов, - все это радовало и поднимало душу, как намек на какое-то неразгаданное пока откровение, неясное уму, но тем не менее явленное в природе». Ничто не загрязняло воздух в начале прошлого века. «Воздух был чист и прозрачен, как хрусталь». Народ здесь жил здоровый, крепкий, работящий.
biblio-otk-242.jpg
С западной стороны сада, с высокого берега, открывался очаровательный вид: внизу мельница на р. Ячейке, дальше заливной громадный луг, а за лугом вековой сосновый бор с деревьями, идущими на мачты, и в несколько обхватов толщины. Простирается <->н, говорят, на 20 верст. По нему идет дорога к Тихоновой пустыни (XV! в.) - все время лесом. Вправо виден вдалеке на склоне горы Лаврентьев монастырь. Налево на далеком расстоянии расстилается Ока. П.П. Гусев. Отрывочные воспоминания из своей жизни. Вт. половина XIX в. Есть одна удивительная особенность в облике Калуги. С тех пор как возникли города, человечество мечтало о том, что когда-нибудь оно вырвется из каменных мешков. Мечтой стали города-сады. Но такие города существуют! Е.В. Николаев. По калужской земле. Роянова Галина Ильинична