После чудесной Усьвы с Каменным городом и Столбами, поехали дальше на север в сторону Березняков.
Губаха - промышленный город и курорт одновременно, стоит на реке Косьва. Река представляет из себя печальное зрелище - безжизненные берега и отравленная вода. В нее стекают грунтовые воды из закрытых шахт, пропитанные солями тяжелых металлов. Здесь сложная геология - воды много, просачиваясь через слои угля, она превращается в кислоту, которая растворяет камни... Все это течет дальше в Каму. Жуткое. Причем есть технология очистки грязных вод, но ее не используют.
Губаха - это горнолыжный курорт.
И тут же коксохимический завод.
Дальше еще один химзавод - производят метанол и еще более жуткие вещи. Но на вид производство более современное.
Дальше целая серия полузаброшенных и заброшенных населенных пунктов на месте угольного месторождения.
Дорога в городах как-то так и выглядит. Но между городами отличный асфальт!
Из приличного только дом культуры
И универмаг
Мёд
Все остальное выглядит как-то так
Александровск проехали мимо. Тоже моногород вокруг машзавода.
Окраины руинированы.
Везде депресняк и уныние. Но с экологией получше.
Внезапно электростанция. И поселок при ней - Яйва. Работала до 80-х годов на местном угле, затем переведена на газ.
В Березники въезжали против солнца и очень аккуратно. И не зря.
За несколько километров до въезда в город жуткая авария со смертельным исходом. Молодой пьяный придурок вылетел на встречку и убил девушку...
Это добавило уныния, но природа какая! Красота весеннего леса и одновременно бесконечно длинный день перевешивают тлен.
В Березняках красивые остановки
Новый храм... Рядом новый район. В него переселяют жителей из той части города, что уходит под землю.
Березняки - типичный сталинский город.
Достопримечательностей немного. Стена-указ, например.
Прекрасные сталинки в центре все облуплены, в трещинах. Ими не занимаются не просто так, а по причине их скорой смерти. Старый город разрушается.
В этих районах еще есть жизнь, но дома уже приговорены. Старую часть города построили над соляными шахтами. Первое время все шло хорошо - несмотря на близость реки и грунтовых вод, вода не попадала в выработки, защищенные сверху слоями глины. Но вода дырочку найдет... Начались провалы, вода стала размывать выработки.
Причем самые большие убытки понес даже не город - дома рушились старые, 30-50-х годов - а железная дорога. Провалы выросли прямо на путях у вокзала. Станция сначала стала тупиковой, потом пришлось строить обходные пути в несколько десятков километров.
Вокруг вокзала теперь пустота и заборы... Причем не просто заборы, а заборы с колючей проволокой, видеонаблюдением и охраной! Стоило остановится, как выбежала тетка и повелела уезжать, а то ишь тут ездят, снимают. "У нас тут @баный стратегический объект!" - как говорится.
Смотреть с земли в Березняках на самом деле нечего. Нужен дрон. Впрочем, в сети полно кадров этих полузатопленных районов. Бесконечный день продолжался, солнце не хотело уходить за горизонт, едем дальше - в Усолье, на другой берег Камы.