IV
На большой высоте давление воздуха меньше, организм испытывает кислородное голодание, проще говоря «горняшку». Симптомы бывают разные – безудержный смех, легкая паника, усталость, тошнота – все индивидуально. Но мне кажется, что дело ни сколько в кислорода, а в усталости, не каждый же день по горам с рюкзаком, о весе которого скажу в конце рассказа, карабкаешься.
Проснулся, когда утра еще не было. Было темно. Необычное ощущение своего тела, словно ты бабочка в коконе, или ребенок в чреве матери. Или один из тех камней вокруг, такой же как они живой и теплый внутри, но холодный и твердый снаружи. Да, скорее кокон, насекомое. У насекомых нет скелета, есть хитиновое покрытие. Может быть цыпленок, который вылезет через полчаса из скорлупы. Внутренность видится однородное, консистенция творожной массы, как нельзя кстати выражение «масса тела», но по содержимому мясной фарш с кровью.
Шевельнул ногой. Организм сопротивляется, хочется лежать дальше, но мозгу интересно посмотреть что там снаружи. Ветер слегка трепещет палатку, вроде дождь побарабанит, тишина… И волны. Порыв ветра проходит, но волны в тишине продолжают биться о прибрежные камушки. Слабый шум берущей начало в озере реки.
Расстегиваю молнию спальника, руки уставшие, но послушные, поднимаюсь на колени. Холодно. Спальник пусть и неизвестного происхождения, но в нем достаточно тепло. На удивление не болит спина. Немного побаливают плечи и шея, сказывается небольшой сколиоз в грудном отделе.
Высовываю голову. Все еще темно. По небу бегут облака, а за ними ярчайший полумесяц! На равнине такого не увидишь. Жалею, что ночью не смотрел на звезды, наверняка бы и Млечный путь увидел, и много еще разного-интересного.
Встаю, надеваю тапки, немного кружится голова, похмельные ощущения… Мутно. Непонятно чего хочется. Пью немного воды из озера. Холоднее чем вчера, но уже привык к холодной воде, все время ее пил, дома бы уже валялся с температурой и ангиной, а тут ничего. Налил немного в кружку, кинул туда шипучего аспирина с лимонным вкусом, благодать. Еще немного размял ноги и стало совсем даже неплохо. Лежа и не двигаясь организм мало дышит, мало потребляет кислорода, стоит пройтись, задышать, и тут же стало легче.
Пытаюсь немного поесть, снимаю видео, фотографирую, немного рассвело. Озеро шумит, волны накатываются и все бегут к истоку реки, ветер дует со стороны Мукала, со стороны Главного хребта. Походил вокруг – полное ощущение что находишься где-то в тундре под Мурманском на моря, и вот сейчас из воды всплывет подводная лодка. А совсем неподалеку люди изнывают от жары.
Палатку собрал быстро, упаковал вещи. Обнаружилась первая пропажа – накануне вечером снял линзы, налил раствор и забыл закрутить крышку, все вытекло, осталось только на два-три дня… Проснулись соседи из Могилева, попрощался. Позже я найду их в интернете, им удалось взойти на Эльбрус.
Бодрым шагом направился в сторону перевала. За бугром расположились палатки украинцев… Путь пролегал по очень сырому месту, кругом течет вода, но глубоких мест нет, много белых цветов, в сочетании с камнями очень красиво, никакая альпийская горка с искусственными водопадиками не сравнится.
Перед перевалом кишечник избавился от остатков еды в организме, стало легко и весь подъем до пологого участка занял минут двадцать… Вот там было очень здорово. Снова много белых цветочков в камнях, много воды от таящих снежников, озеро внизу, солнце выглянуло и преобразило зимний пейзаж. Вершины совсем рядом, а те что за Баксаном, так вообще ниже. В стороне Баксана каменное море вершин. Внизу из долины поднимается туман, рвется на куски в отдельные облака и не долетая плотины облачка исчезают. В новом свете открылась дальняя часть озера, где ручьи выносят породу, этакий пляж. Ледник на Мукале с перевала выглядит не отвесный, но достаточно крутым, интересен и соседний перевал, там тоже ледник.. Сейчас жалею что туда не сходил, или на какую-нибудь из вершин. А сверху небо. Такое близкое. И облака проносятся на синем фоне его. Как дым из трубы котельной, так же низко.
Поднимаюсь выше. Ни цветочков, ни травы, но сильный ветер. Озеро исчезает из вида, а впереди вижу знакомые палатки. Туристы из Белой Церкви ночевали прямо на перевале, на высоте в 3500, на ветру… причем две палатки были явно летние, дополнительно покрытые пленкой снаружи. Угостили чаем, подождал, пока они собрали палатки с полчаса, за это погода окончательно испортилась: ноябрь на дворе. Свинцовые тучи, редкие просветы холодного солнца, кругом пустыня и снег, лишь зеленая плесень на камнях. И ветер.
Прошли совсем немного и вот открывается потрясающий вид по другую сторону перевала. Ощущение, что впереди вертикальный обрыв и падать в него очень долго, идти дальше совсем не хочется, да еще и высоту терять. Слева острые вершины по четыре километра с многочисленными ледниками, а за ними в облаках белоснежная восточная вершина Эльбруса. Справа долины… Полкилометра вниз, и еще столько под горочку после, до слияния рек, где начинается долина Киртыка.
В центре перевала куча камней, большой тур с банкой, куда кладут записки прошедшие его. Ребята что-то написали и положили туда. Я не стал, ибо как-то не организованный турист совсем, да и перевал в некатегорийные разжаловали. Кстати, рядом с перевала начинается перевал Сылтран Восточный, он первой категории, ходят там редко, в Интернете мало про него написано, если б не первый раз и не один, пошел бы там.
Мои же знакомые собрались на Ирик, для чего решили провести ледовую тренировку. Понаблюдал, было интересно, думаю пригодится, спасибо вам, если читаете эти строки, и за чай тоже. Пока тренировались мимо прошли другие туристы, видимо, могилевцы, не разглядел…
На Ирик решил не ходить с ними, а идти на Джилы-Су или вниз по Киртыку, но спускались вместе. Поначалу те же камни, но с наклоном, снег, увидели далеко внизу уже спустившихся… Как в Абхазии с горы. С Останкинской телевышки не так высоко… Тропа везде видна, переходит то на камни, то на снег. Спускаться было легче чем подниматься, но появились неприятные ощущения в ногах – за два дня они привыкли ползти вверх, особенно левая нога как-то начала прибаливать, пока что несильно. В самом низу по снежнику бежал, так быстрее и приятнее…
Внизу немного теплее, меньше ветра, трава появилась. Ручей с вкусной водой, удобные места для стоянок. Перевал отсюда смотрится совсем не страшным – ледники хребта, откуда течет бурный мутный поток, пострашнее будут.
Дальше было интересно. С высоты речка кажется серебристой лентой, а камни песчинками. Дальнейший свой путь я не знал – на другом берегу вроде бы ровнее, а на моем каменные завалы с неясной перспективой. Ребятам же по-любому надо было перебираться. Туры все выходили к реке в разных местах, в итоге была натянута веревка у большого камня, по которой началась переправа рюкзаков методом перекидывания. Мне стало жалко техники и я ушел искать проход с турами через гранитные камни. Нашел быстро, схватил рюкзак и метров сто передвигался перепрыгиванием с камня на камень. В нескольких местах реку можно перейти без веревки – там течение менее более слабое.
После гранита тропа идет траверсом по склону, затем показались коровы и ровная площадка. Присел отдохнуть. Перевал отсюда смотрится совсем пологим. Река уходит непонятно куда в сторону. А по большой осыпи высоко над рекой траверсом шла группа из Белой Церкви. Так и не попрощались. Махал им руками, не знаю заметили ли они меня. Пройдя совсем немного обнаружил себя на краю обрыва, причем обходных путей не было видно и последний тур лежал на самом краю. Вид еще тот, но место какое-то неуютное и ветропродуваемое. Неприятно мне там было, ветер в сторону обрыва и как-то страшновато, хотя не так уж и высоко, может метров сто-стопятьдесят.
Полез вниз. На спине рюкзак, в руках ледоруб и палатка. Жутко неудобно. И тут меня ждала большая потеря – улетел ледоруб. Дальнейший час прошел в его поиске. Склон большой, много трещин и мелкого кустарника. Так его и не нашел, очень расстроился. А ледоруб не мой, как и кошки попросил у одной замечательной коллеги, ходившей много где. Может быть буду там снова, с металлоискателем, кто знает.
В расстроенных чувствах и с разболевшейся ногой приступил к поискам нормальной тропы. Вроде простора много, но место темное, кругом камни и мелкий кустарник, нашлась тропа у реки, как и ожидал.
Шел медленно, постоянно останавливался, несмотря на удобную тропинку… Постепенно вышел из тени на солнце. Тепло, трава зеленая, на другом берегу первый кош. Облака стоят на месте не двигаясь. Приятная долина, похожа на Аликоновку в прошлом году. Ниже по склонам долины немногочисленные деревья… А выше – белоснежные вершины и холод Ирика. Еще немного вниз – и вот он, Эльбрус. Делаю фото с максимальным увеличением.
Нога совсем разболелась, о себе дает знать не только растяжение, но и мозоли, идти трудно, хочется пить. Иду между бурным Киртыком и пастбищем, полным сусликовых нор. Как их правильно называть не знаю, но напоминают жирного хомяка с прикольным свистом. Прячутся быстро.
Вот и вода, иду дальше. По карте где-то напротив должна быть скала Уллу-Кая. Вроде бы она… Хочу переправится, но куда там, а мост был выше, у коша, а когда следующий неизвестно. На пригорке ставлю палатку, сил идти дальше нет. На другом берегу стоят палатки, кто-то идет вверх по долине.
Съел банку сгущенки, набрал воды, натер мазью ноги. Солнце садится за горы и вдруг далекое блеянье, склон медленно покрывается белыми и черными пятнами крупного и не очень рогатого скота. Близко к палатке скотина не подходила, прилег и вроде как собирался спать, но подъехал пастух, постучался. Через минуту открыл вход, поздоровались. На вид настоящий чеченский бандит, но поговорили немного, попросил веревку – моя бельевая ему не понравилась, удивился как это в горах в без веревки, рассказал немного о походе своем и почему тут остановился. Пригласил к себе на кош. Я же поинтересовался скалой – это точно скала Уллу-Кая оказалась, а черное и неизвестное пещерой. На том и расстались.
На карте вдоль скалы нарисованы минеральные источники, уж очень минералки хотелось, полюбил ее с Минвод, потому так туда хотелось, и пещера первобытного человека тоже интересовала. Людям с другого берега повезло… Зато сделал красивое фото скалы, мне оно очень нравится.
V
Самая спокойная ночь из всех. Утром было тепло, сухо и безветренно – так же как и вечером. Только туман в вершинах гор и ниже в долине, а вокруг ясно. Собрался быстро и бодро пошел дальше, необращая внимания на мозоли. Совсем близко за поворотом оказался мостик, над ним кош. К скале не пошел, ибо погода изменилась. Уже собирая палатку заметил шедший навстречу туман. Никогда еще не ходил в туче…
В тучу вошел вместе с лошадьми. Они вышли с коша и километр шли передо мной, отравляя воздух, вонючие тут лошади, у нас детей такие не возят в парках. Ноги им связали подобием кандалов. Поначалу думал что это они от меня убегают, но нет – свернули на большое пастбище перед свежим рвом, прорезавшим дорогу. У пастбища туман стал более разнородным, вдалеке расслаивался, клубился, пропускал солнечные лучи. Красиво.
Ров пришлось обходить по дороге, вновь подниматься. На горке выглянуло солнце, пофоткал… И снова вниз по дороге с блестящими разноцветными камушками. Километра два туман то пропадал совсем, то так же быстро набегал до нулевой видимости. Шел быстро, помню только ручей проходил, наслаждаясь игрой тумана.
Окончательно туман пропал у коша. Место красивое, как и все ущелье ниже. Большие добротные туры, каменные загоны для скота, также из камней сараи, бурный ручей и гранитные скалы на противоположном берегу. Ниже на поляне у реки несколько палаток, видимо, дневали, так и не заметил чтобы они шли куда-то.
До коша шел быстро, нога за ночь прошла, но однообразие надоело, да и туры пошли в сторону от дороги, к реке… Русло реки каменистое, много поваленных деревьев, вода мутная, мыльная, как на цвет, так и на «ощупь».
Мостик. Нельзя не сфотографировать. А рядом сосна, растущая из огромного валуна. Ныряем с тропой в сосны, какой же здесь аромат от сосновых иголок! Далее пара уютных полянок с ягодами… Тропа просто заманивает дальше. Река уходит вниз и так получилось незаметно, что уже не шел, а карабкался по крутому травянистому склону, да и тропа пропала совсем. Прополз так метров 50 и стало совсем грустно. Наверху вроде бы просвет, по кустам вскарабкался на каменистую полянку, полную земляники. Тропы как таковой не нашлось, но люди тут явно ходили. Пошел на разведку. Внизу у реки обнаружилась тропа на другой берег, а у самой реки остатки моста… Траверсом идти не стал, через реку тем более переправляться, пришлось идти обратно, но уже по тропе. Каждый мой поход должен быть с блужданием, иначе он скучен, как на Аликоновке не получилось, но хоть так.
Снова мост. Поднимаюсь. Решил таки срезать до дороги. Ухожу по камням вверх. Тут немного воды капает, наверное тем кто идет снизу, она очень пригодится. Вот уже и дорога, высеченная из камня. Немного вверх и красивейший поворот. Позади солнечная долина с белыми облаками у вершин, а впереди глубокое ущелье и горка, с перешейком, через который перепрыгивают облака. Солнце палит нещадно, лицо обгорело – надо было кремом мазаться сразу же, в первый день, а не ждать пока сгорел на Сылтранкеле, пусть и пасмурно было, но прожигает и через облака неплохо.
Иду вниз. Останавливаюсь еще сфоткать окружающую красоту. Появляются люди. Обгоняют два чеха. Потом еще два… Потом еще… Собрались всей страной в Приэльбрусье. Идут с Ирика. Человек 40 их было. Все с палками и бежали очень быстро, не оглядываясь по сторонам – спортсмены, на красоту они похоже положили, значки, категории, не понятно мне это.
На перешейке облака пролетают метрах в дести, иногда достают до земли, смачивая лицо как губка. Хорошо. Вот и серпантин. Сижу в тени сосны. Прошел местный пастух с лошадью, поздоровался. Еще чехи. Грустно тут идти было… Даже возникшее чувство голода не могло пересилить обиду на себя самого, что не пошел на Джилы-Су. Жаль…
В поту с рюкзаками поднимаются четыре девчонки 18-20 лет с альплагеря Уллу-Тау, за ними родители, идут круговым маршрутом вокруг Эльбруса, в самом начале пути.
Снова чехи. Другое ущелье впадает в Киртык, из села туда идет тропинка по отвесному склону, наверное, туда кто-то ходил, фотографировал…
Панорама на знакомое уже село и горка с первыми соснами, по которой три дня назад начинал свой путь. Серпантин несет вниз. Вот и дома. Ручьи в этой части села идут из Киртыка, вода мутная. Переодеваюсь слегка у ручья, умываюсь… Опять чехи.
Магазин. Купил газировки и булки. Хотел кефира, но его не было. Сел в тень, неподалеку от чехов. Половина чехов купила пива, другая местную газировку «Грушевую», как я. Хотел с ними до Терскола добраться, но все в Газель они не сами даже не влезли. Пошел к ближайшей остановке, набрав из колонки воды. Машин было мало, автобусы уехали уже, парень с бортового ЗИЛа предложил 400 рублей до Терскола. Пошел к другой остановке, уже с павильоном. Там поймал газель за 150 рублей…
Попросил довезти куда-нибудь, где можно поесть подешевле и рядом лес. Водитель местный, но не из ущелья, и предложить ничего не смог. В итоге вышел на Поляне Нарзанов, недоезжая Иткола.
Поляна представляет из себя пустырь с кафешками по краям и несколькими краниками, к которым по шлангам идет нарзан с большой трубы. С десяток местных туристов слонялись по ней… Нарзан мощной струей бьет из трубы. Очень, очень вкусный! Будете в тех краях, наберите побольше, он почти не портится, слегка меняет вкус на менее выраженный… Сладкий, вкусный, напился вдоволь.
По тропе пошел дальше в лес. Следов палаток не было, видимо нормальные туристы останавливаются в альплагерях и других местах, но по мне и тут неплохо. Рядом вялотекущий ручей, где отмыл ржавую грязь с ботинок.
Палатка так же незаметна в лесу, как и в первый день на поляне, спал в тишине…
БОЛЬШИНСТВО ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ!
78.44 KB
204.77 KB
160.77 KB
47.77 KB
25.67 KB
94.66 KB
173.79 KB
114.15 KB
77.78 KB
165.31 KB
79.25 KB
368.46 KB
192.60 KB
40.09 KB
150.36 KB
82.55 KB
134.72 KB
44.51 KB
143.47 KB
50.24 KB
90.66 KB
62.33 KB
63.58 KB
101.65 KB
95.16 KB
65.93 KB
144.17 KB
80.51 KB
241.53 KB
72.10 KB
37.63 KB
198.75 KB
254.52 KB
192.02 KB
112.31 KB
82.64 KB
101.70 KB
40.25 KB
99.26 KB
51.57 KB
76.90 KB